Gas and Liquid Hydrocarbons Processing

Gazprom Group’s processing capacities in 2014:

  • natural and associated gas — 30.5 billion m3
  • unstable gas condensate and oil — 68.1 million t

What companies of Gazprom Group are focused on the extracted feedstock processing?

Gazprom Group’s processing segment is made up of gas and gas condensate processing plants, oil refining capacities of Gazprom Neft. The Group also includes OAO Gazprom Neftekhim Salavat, one of the largest oil refining and petrochemical industrial complexes in Russia and Sibmetakhim, which owns the methanol production plant in Tomsk.

Gas is processed at six plants: the Orenburg Helium Plant, the Astrakhan, Orenburg and Sosnogorsk Gas Processing Plants, the Surgut Condensate Stabilization Plant, and the Urengoy Condensate Treatment Plant, and OAO Gazprom Neftekhim Salavat.

Gazprom Group’s hydrocarbon refining and petrochemical capacity in Russia as of December, 31 2014
Gazprom Group’s hydrocarbon refining and petrochemical capacity in Russia as of December, 31 2014
Paragraph Link

Oil refining in Gazprom Group is performed mostly on the premises of Gazprom Neft. Gazprom Neft refines about 80% of produced oil. The Omsk Refinery, the company’s primary oil refinery, is one of the most advanced in Russia and the largest in the world. The company also comprises the Moscow and Yaroslavl Oil refineries as well as the refining complex of Serbian NIS. The aggregate volume of oil refined in 2014 totaled 43.5 million t. In 2013 all the company’s oil refineries switched to the production of Euro 4 and Euro 5 fuels.

The next stage of modernization is aimed at enhancing the oil refining efficiency – by 2020 it will total 95%, thus allowing the company’s plants to reach the global level in terms of technological equipment.

In 2014 the volume of oil refined at the Omsk Refinery broke a record of 21.28 million t of crude oil. The refining efficiency increased to 93.02%. This is one of the best indicators in the industry.

In 2014 the Moscow Refinery of Gazprom Neft (installed capacity – 12.15 million t per annum) refined 10.76 million t of oil.

Gazprom Neft controls a 50% stake in OAO NGK Slavneft owning the Slavneft-YANOS refinery (installed capacity – 15.2 million t). Gazprom Neft has therefore access to its refining capacities proportionately to the stake held.

Gazprom Neftekhim Salavat, part of Gazprom Group is a unique production complex designed for the full cycle of hydrocarbon feedstock processing, petrochemistry and mineral fertilizer production. The company’s hydrocarbon feedstock processing capacities amount to 10 million t a year. The company’s product range exceeds 120 item names. The companies of Gazprom Neftekhim Salavat are linked by raw material, transport and product flows with gas producing and processing subsidiaries of Gazprom.

Gazprom’s gas chemical sector undergoes expansion as part of the creation of the Novy Urengoy Gas Chemical Complex, which is aimed for producing 400 thousand t of low density polyethylene per annum derived from the processing over 1.4 million t of associated gases per annum at the Urengoy Condensate Treatment Plant. Preparations are underway for constructing the Amur gas processing plant, including helium production facilities in eastern Russia.

In 2014 Gazprom’s companies processed 30.5 billion m3 of natural and associated gas, 68.1 million t of oil and unstable gas condensate.

Paragraph Link

What are the prospects for associated petroleum gas (APG) utilization in Gazprom?

In order to improve the efficiency of gas utilization, minimize environmental and taxation risks and to benefit from extra volumes of APG and its derivatives sold, Gazprom Group has been tackling the APG utilization challenge since 2008.

The efficient ways of APG utilization in the Group’s fields are primarily being developed in the following areas:

  • increasing the share of APG produced at oil, gas and condensate fields to be processed jointly with natural gas by means of creating extra compressor capacities; 
  • creating power generating units to produce electricity both for process needs and for marketing through the unified power supply system;
  • constructing new gas processing plants and subsequently delivering final products to the existing and projected facilities;
  • building petrochemical capacities for advanced processing in order to receive high value added products;
  • injecting excessive APG volumes into the pay zone to boost oil recovery;
  • creating gas chemical capacities for APG processing into liquid hydrocarbons in the regions devoid of a gas transmission infrastructure, first of all, in respect to Eastern Siberian fields.

In 2014 the level of APG utilization at the fields of Gazprom’s gas production subsidiaries averaged some 93.5% (90.9% in 2013, 70% in 2012).

Paragraph Link
APG utilization by Gazprom Group in 2014
APG volume, billion m3 10,1
APG utilization,% 93,5
Paragraph Link

Does Gazprom have processing companies abroad?

Yes, it does. In February 2009 Gazprom Neft acquired a controlling stake in Serbia’s Naftna Industrija Srbije (NIS) that owns two refineries in Pancevo and Novi Sad with the total capacity of 7.3 million t of oil per annum. In autumn 2012 NIS commissioned a light cracking and hydrotreating unit for motor fuels at the Pancevo Refinery. This enabled the company to completely switch to the production of Euro 5 gasoline and diesel starting from 2013.

Paragraph Link

Переработка газа и жидких углеводородов

Переработано в 2014 году:

  • природного и попутного газа — 30,5 млрд куб. м
  • нестабильного газового конденсата и нефти — 68,1 млн т

Какие предприятия Группы «Газпром» занимаются переработкой добываемого сырья?

В перерабатывающий сегмент Группы «Газпром» входят заводы по переработке газа и газового конденсата (ГПЗ), мощности по нефтепереработке компании «Газпром нефть». Также в Группу входят ОАО «Газпром нефтехим Салават» — один из крупнейших в России производственных комплексов нефтепереработки и нефтехимии, и ООО «Сибметахим», которому принадлежит завод по производству метанола в г. Томске.

Переработка проводится на шести заводах: Оренбургском гелиевом заводе, Астраханском, Оренбургском, Сосногорском газоперерабатывающих заводах, Сургутском заводе по стабилизации конденсата, Уренгойском заводе по подготовке конденсата к транспорту, а также на ОАО «Газпром нефтехим Салават».

Мощности Группы «Газпром» в газопереработке, нефтепереработке и нефтехимии на 31 декабря 2014 г.
Мощности Группы «Газпром» в газопереработке, нефтепереработке и нефтехимии на 31 декабря 2014 г.
Ссылка на этот параграф

Переработка нефти в Группе «Газпром» осуществляется, главным образом, на предприятиях компании «Газпром нефть». «Газпром нефть» перерабатывает около 80% добываемой нефти. Основной завод компании — Омский НПЗ — является одним из самых современных в стране и крупнейшим в мире. Также в структуру компании входят Московский и Ярославский НПЗ и перерабатывающий комплекс сербской компании NIS. Общий объем нефтепереработки в 2014 году составил 43,5 млн т. Все НПЗ компании в 2013 году перешли на выпуск топлива «Евро-4» и «Евро-5».

Следующий этап модернизации направлен на увеличение глубины переработки нефти — к 2020 году она достигнет 95%, что позволит заводам компании достичь мирового уровня по показателям технологической оснащенности.

Объем переработки нефти на Омском НПЗ в 2014 году составил рекордные 21,28 млн т нефтяного сырья. Глубина переработки увеличилась до 93,02%. Это один из лучших показателей в отрасли.

Московский НПЗ «Газпром нефти» (установленная мощность 12,15 млн т в год) в 2014 году переработал 10,76 млн т нефти.

Компания «Газпром нефть» контролирует 50% ОАО «НГК «Славнефть», владеющей нефтеперерабатывающим предприятием «Славнефть-ЯНОС» (установленная мощность 15,2 млн т), поэтому «Газпром нефть» имеет доступ в соответствующей доле к его перерабатывающим мощностям.

В Группу «Газпром» входит «Газпром нефтехим Салават» — уникальный производственный комплекс, обеспечивающий полный цикл переработки углеводородного сырья, нефтехимии, производства минеральных удобрений. Мощности компании по переработке углеводородного сырья составляют 10 млн т в год. Перечень производимой компанией продукции насчитывает более 120 наименований. Предприятия «Газпром нефтехим Салават» связаны сырьевыми, транспортными и продуктовыми потоками с газодобывающими и газоперерабатывающими дочерними обществами «Газпрома».

Расширение газохимического сектора «Газпрома» осуществляется в ходе создания Ново-Уренгойского газохимического комплекса. На нем, в частности, планируется производить 400 тыс. т в год полиэтилена низкой плотности при переработке более 1,4 млн т в год газов, получаемых как попутные продукты на Уренгойском заводе по подготовке конденсата. Идет подготовка к строительству Амурского газоперерабатывающего завода на востоке России, включающего гелиевое производство.

В 2014 году предприятиями «Газпрома» переработано 30,5 млрд куб. м природного и попутного газа, 68,1 млн т нефти и нестабильного газового конденсата.

Ссылка на этот параграф

Каковы перспективы утилизации попутных нефтяных газов (ПНГ) в «Газпроме»?

С целью повышения эффективности использования газа, минимизации рисков, связанных с загрязнением окружающей среды и налогообложением, увеличения выручки от продажи дополнительных объемов попутного газа и продуктов его переработки с 2008 года Группа «Газпром» ведет работу над решением проблемы использования ПНГ.

Разработка вариантов рационального использования ПНГ на месторождениях Группы осуществляется по следующим основным направлениям:

  • увеличение доли ПНГ нефтегазоконденсатных месторождений, направляемого на совместную переработку с природным газом, путем создания дополнительных компрессорных мощностей;
  • создание энергетических установок по выработке электроэнергии как на собственные нужды, так и для реализации в систему единого энергоснабжения;
  • создание новых ГПЗ и обеспечение последующей транспортировки продукции переработки на действующие и планируемые заводы;
  • создание нефтехимических мощностей для глубокой переработки и производства продукции с высокой добавленной стоимостью;
  • закачка избыточных объемов ПНГ в продуктивный пласт для повышения нефтеотдачи пласта;
  • создание газохимических мощностей переработки ПНГ в жидкие углеводороды в регионах, не обеспеченных газотранспортной системой, в первую очередь применительно к месторождениям Восточной Сибири.

Уровень использования попутного нефтяного газа по месторождениям газодобывающих дочерних обществ ОАО «Газпром» в 2014 году в среднем составил 93,5% (в 2013 году — 90,9%, в 2012 году — 70%).

Ссылка на этот параграф
Использование ПНГ Группой «Газпром» в 2014 году
Ресурс ПНГ, млрд куб. м 10,1
Использование ПНГ, % 93,5
Ссылка на этот параграф

Есть ли у «Газпрома» перерабатывающие предприятия за рубежом?

Да, есть. В феврале 2009 года «Газпром нефть» приобрела контрольный пакет акций сербской компании «Нафтна Индустрия Србие» (NIS), в состав которой входят два нефтеперерабатывающих завода в городах Панчево и Нови-Сад суммарной мощностью 7,3 млн т нефти в год. Осенью 2012 года NIS ввела в эксплуатацию новый комплекс легкого гидрокрекинга и гидроочистки моторных топлив на НПЗ в Панчево. Это позволило предприятию с 2013 года полностью перейти на выпуск бензина и дизеля стандарта «Евро-5».

Ссылка на этот параграф