Financial Activities

Financial highlights for 2014:

  • Gazprom Group’s earnings (net of VAT, excise and other payments) — RUB 5.661 trillion

What are Gazprom’s annual earnings?

In 2014 Gazprom and its subsidiary companies earned RUB 5.661 trillion (according to the Consolidated Accounting Statement prepared in accordance with the applicable Russian laws and regulations).

Paragraph Link

How much does Gazprom pay in taxes?

Gazprom Group’s tax payments*, RUB billion*IFRS consolidated financial statements include taxes, customs duties, excise taxes and insurance payments to public funds.
Gazprom Group’s tax payments*, RUB billion
*IFRS consolidated financial statements include taxes, customs duties, excise taxes and insurance payments to public funds.

Gazprom channels its taxes and other obligatory payments at all levels as required by applicable tax legislation.

Thus, the Company paid RUB 980 billion in taxes and other payments in 2007, RUB 1.1 trillion in 2009, RUB 1.7 trillion in 2011, RUB 1.8 trillion in 2013 and RUB 2.063 trillion in 2014.

Paragraph Link

What does Gazprom spend money on?

Gazprom commits multibillion investments into the core businesses, thus securing operational reliability of the huge production and technology complex and rapid development of the Company. Neither the current production programs nor the strategic projects are feasible without a pro-active investment policy.

Gazprom’s Investment Program for 2015 stipulates the total volume of investments in the amount of RUB 840.35 billion, including capital investments and long-term financial investments in the amount of RUB 733.13 billion and RUB 107.22 billion respectively.

According to the Investment Program for 2015, capital construction priorities in the upstream and midstream sectors are the following: implementing the program for the comprehensive development of the Yamal Peninsula fields, constructing gas transmission and gas processing capacities using gas from the Yakutia Gas Production Center, inter alia, the Power of Siberia project, constructing the Southern Corridor gas pipeline system and developing the underground gas storage system.

Paragraph Link

How does Gazprom spend its money?

While running their businesses, Gazprom’s subsidiary companies consume over 600 thousand items of materials and equipment, incurring substantial costs. It is obvious that Gazprom’s final operating results directly depend on the procurement policy efficiency.

The lineup of products required by gas industry companies is roughly the same. In this context, with a view to counter the price bargaining power of suppliers, the bulk of materials and equipment should be acquired through a single channel.

In Gazprom Group these functions are charged to a special-purpose subsidiary company – OOO Gazprom Komplektatsiya. It is inexpedient, however, to vest this unit with 100% of procurement, since each member company has its specific features.

Moreover, subsidiaries may have unforeseen needs in this or that product (for instance, in case of emergency), which have to be met in a very prompt manner. That is why, around 80% of Gazprom Group’s current procurement requirements are satisfied via Gazprom Komplektatsiya, with the remainder acquired by subsidiaries independently.

A specialized Department of OAO Gazprom acts as a central body for managing purchases in Gazprom Group. Tender notices are published at the website of OAO Gazprom (www.gazprom.com) in the Tenders section, at www.zakupki.gov.ru and in print media. The annual plan of Gazprom Group’s competitive purchases is also available on the website.

Gazprom has long been focused on domestic manufacturers in its procurement policy. The share of imports in OOO Gazprom Komplektatsiya’s purchases is declining: while in 2006 the purchases from beyond the former Soviet Union accounted for 14.7% of the overall procurement, this figure shrank to 9.5% in 2010 and within the recent four years it has averaged about 6%. At present, Gazprom acquires abroad only unique products and those unrivaled in Russia.

Such an approach is favored by Russian manufactures. For instance, Russia’s leading machine-building companies supply Gazprom with gas compressor units at a far lower price than for customers abroad.

It is worth mentioning that owing to a focus on Gazprom’s promising projects, Russia develops new production facilities and enhances its production technologies. For instance, Gazprom’s needs for high-quality large-diameter pipes have triggered their manufacturing at Russia’s major pipe plants. It wouldn’t be an exaggeration to say that Gazprom’s product orders represent effective investment demand in the domestic industry.

Paragraph Link

Isn’t Gazprom’s debt burden too heavy?

Gazprom Group’s net debt (according to the consolidated financial statements prepared in compliance with the IFRS) as of December 31, 2014 amounted to RUB 1.65 trillion.

Although this figure might seem impressive, in fact it is acceptable among global energy companies commensurate with Gazprom. Firstly, repayment is spaced out for many years ahead – thus, about one-third of the Group’s credit portfolio accounts for the debt with the period outstanding of over five years. Secondly, no company ever engages in large-scale projects entirely on its own. No pragmatic lender would give the Company a cent if they had the slightest doubt about its trustworthiness.

Paragraph Link
OAO Gazprom’s debt structure by term of borrowings, %
  2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Less than 1 year 32 26 15 24 22 18 17
1-2 years 13 10 13 17 19 13 15
2-5 years 20 33 42 38 33 36 36
More than 5 years 35 31 31 21 26 33 32
Paragraph Link

Both domestic and international investors lend eagerly to Gazprom. Even in the unstable financial market environment in late 2014 – early 2015, Gazprom attracted rather favorable investments. Thus, during this period complicated for Russian debtors Gazprom completed three transactions on finance attracting from the international capital market under pre-crisis terms: worth USD 700 million at the rate of 4.3%, worth EUR 390 million and 350 million at EURIBOR +2.75%.

Gazprom pursues a conservative debt management policy. The key debt ratios are commensurate with those of the world’s leading oil and gas companies and are comfortable for Gazprom.

For instance, according to the results of 2014 the total debt/EBITDA (earnings before interest, taxes, depreciation, and amortization, adjusted according to changes in provisions for asset depreciation) ratio in the USD equivalent was maintained at a low level – 0.9, the net debt/adj. EBITDA ratio – 0.6. It means that Gazprom can redeem its total debt using the Company’s available funds and an operating cash flow generated in less than one year. The Company ensures such results both due to low debt cost and a number of measures taken. In particular, Gazprom is active in developing the centralized cash pooling system that enables mobilization of internal financial resources, thus reducing the circulating capital and the demand for loans and improving the quality of cash management. Moreover, much attention is paid to Gazprom’s projects involving project finance.

Gazprom was assigned the highest credit rating by Dagong, China’s biggest independent rating agency.

Paragraph Link

Is it true that many of Gazprom’s subsidiary companies have no relation to its core business?

Today Gazprom’s policy is to stay focused on its core business, i.e. hydrocarbons production, transportation, storage and processing as well as the power industry development. However, some time ago Gazprom owned a significant share of non-core assets. They were mainly acquired over the 1990s as Russian consumers’ payments for gas supplied by the Company as well as set up in order to carry out major activities. Many Russian consumers practiced non-cash gas payments in allowances, securities or other “cash equivalents”. By now, the major part of non-core assets has been sold out. According to the results of 2014, Gazprom and its subsidiary companies earned RUB 16.08 billion on non-core/ineffective asset sales (RUB 11.36 billion disregarding the Group’s in-house deals).

Paragraph Link

Финансовая деятельность

Финансовые показатели 2014 года:

  • выручка Группы «Газпром» (без НДС, акцизов и других аналогичных платежей) — 5,661 трлн руб.

Сколько в год зарабатывает «Газпром»?

Выручка ОАО «Газпром» и его дочерних обществ (по данным сводной бухгалтерской отчетности, подготовленной в соответствии с российским законодательством) в 2014 году составила 5,661 трлн рублей.

Ссылка на этот параграф

Сколько налогов платит «Газпром»?

Налоговые выплаты Группы «Газпром»*, млрд руб.
* Данные консолидированной финансовой отчетности по МСФО, включают налоги, таможенные платежи, акцизы, страховые выплаты во внебюджетные фонды.

«Газпром» направляет налоговые и прочие обязательные платежи в бюджеты всех уровней в соответствии с действующим налоговым законодательством.

Так, в 2007 году компания заплатила 980 млрд руб. налогов и прочих платежей, в 2009 году — 1,1 трлн руб., в 2011 году — 1,7 трлн руб., в 2013 году — 1,8 трлн руб., в 2014 году — 2,063 трлн руб.

Ссылка на этот параграф

На что «Газпром» тратит деньги?

Многомиллиардные инвестиции «Газпрома» направляются в основное производство. Так обеспечивается надежность работы огромного производственно-технического комплекса и динамичное развитие компании. Без активной инвестиционной политики невозможно ни выполнение текущих производственных программ, ни реализация стратегических проектов.

В соответствии с утвержденной Инвестиционной программой ОАО «Газпром» на 2015 год, общий объем освоения инвестиций составит 840,35 млрд руб. При этом объем капитальных вложений — 733,13 млрд руб., объем долгосрочных финансовых вложений — 107,22 млрд руб.

Согласно Инвестиционной программе на 2015 год, основными приоритетами расходов на капитальное строительство в области добычи и транспортировки газа являются: реализация программы комплексного освоения месторождений полуострова Ямал, создание газодобывающих, газотранспортных и газоперерабатывающих мощностей, использующих газ Якутского центра газодобычи, в том числе проекта «Сила Сибири», строительство системы газопроводов «Южный коридор», развитие системы подземного хранения газа.

Ссылка на этот параграф

Как «Газпром» тратит деньги?

В процессе производственной деятельности предприятия «Газпрома» потребляют более 600 тыс. наименований материально-технических ресурсов (МТР). Их закупка требует огромных финансовых затрат. Очевидно, что от эффективности закупочной политики непосредственно зависят конечные результаты работы «Газпрома».

Номенклатура продукции, необходимой для предприятий газовой отрасли, примерно одинакова. В такой ситуации, во избежание возможного ценового диктата поставщиков, основной объем МТР лучше закупать через единый канал.

В Группе «Газпром» эти функции возложены на специализированное дочернее предприятие — ООО «Газпром комплектация». В то же время переводить все 100% закупок на эту структуру также нецелесообразно, поскольку у каждого предприятия есть своя специфика.

Кроме того, у «дочек» могут возникать непредвиденные потребности в той или иной продукции (например, в результате аварий), которые нужно удовлетворять очень быстро. Поэтому в настоящее время приблизительно 80% поставок МТР в Группе «Газпром» идет через «Газпром комплектацию», а остальное дочерние компании покупают самостоятельно.

Функции центрального органа управления закупками в Группе «Газпром» выполняет специализированный департамент. Информация о конкурсах публикуется на сайте ОАО «Газпром» www.gazprom.ru в разделе «Закупки», на сайте www.zakupki.gov.ru и в печатных средствах массовой информации. На сайтах также публикуется план конкурентных закупок Группы «Газпром» на один год.

В закупочной политике «Газпром» уже давно ориентируется на отечественных производителей. Доля иностранной продукции в закупках «Газпром комплектации» снижается. Так, в 2006 году в общем объеме закупок на страны дальнего зарубежья приходилось 14,7%, к 2010 году этот показатель снизился до 9,5%, а в последние четыре года в среднем составляет около 6%. Сегодня «Газпром» закупает за рубежом лишь уникальную, не имеющую российских аналогов продукцию.

Такой подход понятен российским производителям. В частности, ведущие машиностроительные предприятия поставляют «Газпрому» газоперекачивающие агрегаты значительно дешевле, чем за границу.

Важно отметить, что с ориентацией на перспективные проекты «Газпрома» в России развиваются новые производственные мощности и повышается технический уровень производимой продукции. Так, например, потребности «Газпрома» в качественных трубах большого диаметра стимулировали проекты их производства на крупнейших трубных заводах России. Можно без преувеличения сказать, что заказы «Газпрома» — это эффективный инвестиционный спрос в отечественной индустрии.

Ссылка на этот параграф

Не слишком ли велика долговая нагрузка «Газпрома»?

Чистый долг Группы «Газпром» (по данным консолидированной финансовой отчетности по МСФО) по состоянию на 31 декабря 2014 года составлял 1,65 трлн руб.

Такая сумма кажется внушительной, однако она является приемлемой для мировых энергетических компаний, сопоставимых с «Газпромом». Во-первых, выплаты распределены по времени на много лет вперед — так, около трети общего объема кредитного портфеля Группы приходится на задолженность сроком свыше пяти лет. Во-вторых, никто в мире не осуществляет большие проекты только на свои средства. При этом прагматичные кредиторы не дали бы компании ни цента, если бы сомневались в ее надежности.

Ссылка на этот параграф
Структура долга ОАО «Газпром» по продолжительности заимствований, %
  2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Менее 1 года 32 26 15 24 22 18 17
1-2 года 13 10 13 17 19 13 15
2-5 лет 20 33 42 38 33 36 36
Более 5 лет 35 31 31 21 26 33 32
Ссылка на этот параграф

«Газпрому» займы предоставляют охотно как на российском, так и на зарубежных рынках капитала. Даже в условиях нестабильности финансового рынка в конце 2014 — начале 2015 года «Газпром» привлек заимствования на достаточно выгодных условиях. Так, в этот непростой для российских заемщиков период «Газпром» завершил три сделки по привлечению финансирования с международного рынка капитала на докризисных условиях — на сумму 700 млн долл. по ставке 4,3%, на 390 млн и 350 млн евро по ставке ЕВРИБОР + 2,75%.

«Газпром» придерживается консервативной политики по управлению долгом. Основные коэффициенты долговой нагрузки находятся на сопоставимом уровне с ведущими мировыми компаниями нефтегазового сектора и являются комфортными для «Газпрома».

В частности, по итогам 2014 года показатель общий долг/скорр. EBITDA (прибыль до вычета расходов по процентам, уплаты налогов и амортизационных отчислений, скорректированная на изменения в резервах под обесценение активов) в долларовом эквиваленте сохраняется на низком уровне — 0,9, чистый долг/скорр. EBITDA — 0,6. Это означает, что «Газпром» может погасить весь свой долг, используя имеющиеся у компании денежные средства и операционный денежный поток, сгенерированный менее, чем за один год. Такие результаты компания обеспечивает за счет как низкой стоимости привлекаемых займов, так и реализации целого ряда мер. В частности, «Газпром» активно развивает систему централизованного управления денежными потоками, что позволяет мобилизовать внутренние финансовые ресурсы и тем самым сократить размер оборотного капитала и потребность в займах, а также улучшить качество управления денежными средствами. Кроме того, большое внимание уделяется реализации проектов «Газпрома» на условиях проектного финансирования.

«Газпром» обладает наивысшим рейтингом кредитоспособности от крупнейшего независимого рейтингового агентства Китая Dagong.

Ссылка на этот параграф

Правда ли, что у «Газпрома» есть много компаний, которые не имеют отношения к его основной деятельности?

Политика «Газпрома» в настоящее время заключается в том, что компания должна заниматься только профильным для нее бизнесом — добычей, транспортировкой, хранением, переработкой углеводородов и развитием электроэнергетического сектора. Вместе с тем некоторое время назад «Газпром» владел значительной долей активов, которые не являлись для него профильными. В основном они были приобретены в 1990-е годы в качестве расчетов российских потребителей за поставленный компанией природный газ, а также созданы в целях обеспечения осуществления основных видов деятельности. Значительную часть расчетов российских потребителей за поставленный газ составляли зачеты, расчеты ценными бумагами и прочие «денежные суррогаты». К настоящему времени основная часть непрофильных активов отчуждена. По итогам 2014 года «Газпром» и его дочерние общества получили доход от реализации непрофильных/неэффективных активов на сумму 16,08 млрд руб. (в том числе без учета внутригрупповых сделок — 11,36 млрд руб.).

Ссылка на этот параграф